«СРЕДА – ТРЕТИЙ ПЕДАГОГ" » ГУ "Коррекционный ясли сад №111 для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№111 бөбекжай-балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Меңгеруші :
+7(727) 230-89-26
Әдіскер:
+7(727) 230-89-26
Нашар көрушілер
нұсқасы
10
ноябрь
2022

«СРЕДА – ТРЕТИЙ ПЕДАГОГ"

С самого раннего возраста современные дети проводят все больше времени в яслях, детских садах или школах. По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Термин «третий учитель» был впервые использован итальянским педагогом Лорисом Малагуцци, который утверждал, что образовательная среда может стать третьим учителем после семьи и педагога, будучи не только инструментом для педагогов, но и выступая в качестве независимого источника открытий и опыта. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Предметно-развивающая среда – это рационально-организованная, эстетически оформленная естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Доступной
5. Безопасной
6. Вариативной
ЧТО ТАКОЕ?
Насыщенность : образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Трансформация- это преобразование, предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Вариативность : включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента.
Доступность : доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс.
Безопасность : предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада.
Цель: создание благоприятных условий психо-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала, обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
В группах созданы развивающие центры, отражающие содержание пяти образовательных областей: физическое развитие, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных и интеллектуальных навыков, развитие творческих навыков и исследовательской деятельности, формирование социально-эмоциональных навыков.
В каждой группе нашего сада есть уголок здоровья или спортивный центр, включающий в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. В наличии имеется как традиционное спортивное оборудование (кубики, обручи, ленты, большие и малые мячи и т.д.), так и нетрадиционное, созданное руками педагогов.
К образовательной области «познание» можно отнести строительно-конструктивных игр, уголок математики. Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику, знакомит детей с сенсорными эталонами, оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей; развивают конструкторские навыки, логику, целеустремленность, уверенность в себе, что позволяет поднять на более высокий уровень познавательную активность дошкольников.
.
В центре математики расположены демонстрационный материал (комплекты цифр и геометрических фигур разных цветов и разного размера, картинки по временам года и времени суток), раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных форм и размеров, счетные палочки, мелкие фигурки для пересчета и сравнения множеств), разнообразные дидактические игры математического характера.
Одним из значимых центров группы являются уголок развития речи. Там дети как под руководством педагога, так и самостоятельно закрепляют лексико-грамматический материал. Предметные картинки по лексическим темам служат для обогащение речи детей существительными, прилагательными, глаголами и наречиями. Подборка дидактических игр: «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме), «Один-много» и др. способствует закреплению грамматических категорий. Мнемотаблицы и схемы для составления описательных рассказов, запоминания скороговорок, заучивания стихотворений способствуют развитию связной речи.
Речевой уголок в группах соседствует с библиотекой. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Библиотека или книжный уголок расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей.
Книжный уголок включает в себя:
- Детские книги: фольклорные произведения: частушки, потешки, песенки, прибаутки и небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения казахской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки.
- Книжки-раскраски.
- Книги-рассказы в картинках.
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Центр включает в себя:
1.разные виды театра: настольный, на ширме, магнитный, пальчиковый.
2. Игрушки – забавы
3. Маски, шапочки
4. Декорации, театральные атрибуты
5. Ширму
6. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений
8. Аксессуары сказочных персонажей
Центр музыки. В центре собраны разные музыкальные инструменты, которые используются в играх на узнавание неречевых звуков.
Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо - громко» и другие. Такие игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Центр патриотического воспитания включает в себя материалы для ознакомления детей с государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны. Таким образом, созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечиваетигровую,познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.


Похожие публикации:

14 апрель 2019 НАУРЫЗ-2019
20 ноябрь 2017 1сентября2017